Хоккейной команды в Павлодаре не будет. По крайней мере, в том составе и с теми задачами, которые анонсировались на протяжении последних месяцев. Еще в конце мая на заседании исполнительного комитета Федерации хоккея России павлодарский "Иртыш" был принят в состав участников высшей лиги. Однако за месяц до начала сезона команду поставили перед фактом, что в чемпионате России выступать она не будет. Причем такое решение приняли на местном уровне. Поздравив со страниц газет спортсменов и болельщиков с Днем спорта, аким области буквально в тот же день поставил крест на большом хоккее в Павлодаре.
День траура Таковым для хоккеистов "Иртыша" стало не 15 августа, как мы писали в прошлом номере, а 14-е. Не дожидаясь решительных действий со стороны главного тренера Олега Болякина, заявившего о роспуске команды в случае невыплаты к этому времени задолженностей по зарплате, аким области Кайрат Нурпеисов на совещании с акимом города Бакиром Демеуовым и начальником областного управления физкультуры и спорта Александром Шнейдмюллером вынес свой вердикт: "Иртыш" будет участвовать только в чемпионате Казахстана. На высшую лигу чемпионата России у нас денег нет". Примечательно, что ни руководители хоккейного клуба, ни главный тренер приглашения на эту судьбоносную встречу не получили. А о смертельном приговоре для себя и своих подопечных Олег Болякин узнал в беседе с акимом города и начальником областного управления физкультуры и спорта. - Мне объявили, что Павлодар не может обеспечить приезд, проживание и питание российских команд. Поблагодарили за работу и попрощались, - вкратце передал содержание встречи сразу после ее окончания Олег Болякин. - То есть Вам дали понять, что в Ваших услугах больше не заинтересованы? - Нет. Они сказали: "Ты же не будешь работать на первенстве Казахстана…" Естественно не буду. У меня не та квалификация, чтобы работать с мальчишками, которые не умеют владеть коньками, и у которых нет хоккейного образования. Я хочу прогрессировать, а не деградировать. Поэтому я здесь и остался, что была озвучена возможность выступления в российской высшей лиге. Хотя мне предлагали возглавить "Сары-Арку" (работать дома было очень заманчиво), звали помощником Ерлана Сагымбаева в "Казцинк-Торпедо" - я отказался. Ради дела, которое было здесь. Потому что мне пообещали - все будет хорошо. Но оказывается, людям, особенно чиновникам, верить нельзя. - Кто именно Вам обещал? - Мне давал гарантии президент клуба, к руководству области меня никто не допускал. Я встречался с акимом области в прошлом году и предложил ему тогда видеться почаще - раз в месяц, например, но… Я так понял, что хоккей в Павлодаре как был мертвой зоной - так и остался. Мы все сообща пытались толкнуть вперед этот локомотив, но он стоит на месте. Топлива нет. Говорят, подорожало, - на последних фразах в голосе тренера звучит горькая ирония.
"Вы пять лет нас обманывали" Миссию донести прискорбную весть до самих хоккеистов возложили на плечи тренера. - Со своей стороны я могу перед вами только извиниться. Я такой же наемный работник как и вы, и так же остался без работы, - этими словами Олег Владимирович завершил свой монолог, обращенный к хоккеистам на общем собрании. В раздевалке повисает зловещая тишина. Кто-то продолжает смотреть перед собой, все еще осознавая услышанное. Кто-то отводит взгляд, пытаясь совладать с противоречивыми эмоциями. А кто-то через несколько минут закатывается в истерическом хохоте. Но самое страшное - почти все знали, что рано или поздно это произойдет. - Неожиданности в таком решении для нас нет, - констатирует Дмитрий Крамаренко. - Эта ситуация уже на протяжении пяти лет. Зайтенович (президент клуба Ерлан Кожабеков - прим. авт.) из года в год к этому вел и вот - привел. С появлением в раздевалке президента клуба, директора Ледового дворца Ерлана Кожабекова атмосфера накаляется до предела. Со всех сторон начинаются доноситься открытые претензии и обвинения: - Вы пять лет нас обманывали. - Я не обманывал. Я говорил то, что мне говорило руководство. Я сам деньги не печатаю. - Вы их просто не даете, и все. - Те деньги, которые мне дают, я отдаю. - Нельзя так обманывать людей. - Я не обманываю. - А чем вы занимаетесь? Вы меня два года назад на 2,5 тысячи долларов обманули, в прошлом году - на 7 тысяч долларов. Я сколько могу терпеть? - Я тебе лично не должен. - А кто должен? - Тебе клуб должен. - Вы руководитель. У кого я должен спрашивать 10 тысяч долларов? Молчание. - Вы даже сказать ничего не можете. - Вы обещали, что после игры зайдете и скажете, когда можно будет получить деньги. И не зашли. Почему я сейчас должен вам верить? - Почему я вообще должен вам что-то говорить? - Потому что вы президент клуба, вы руководитель. Если бы не Олег Владимирович, к вам в клуб вообще никто бы не приехал.
Платить по счетам С уст игроков не сходил и самый злободневный вопрос: "Расчет будет?". Однако внятного ответа на него хоккеисты так и не дождались. - Аким города пообещал рассчитать игроков, - говорит Олег Болякин. - Но не уточнил сумму. А ведь у нас есть игроки, которые живут в Москве, Тольятти, Перми. Если им заплатят по 20 тысяч тенге, куда они уедут? Ситуация очень взрывоопасная. Назревает маленькая война. - Я даже уверен, что нас не рассчитают. Нас никогда не рассчитывали, - говорит кто-то из старожилов клуба. - У нас и контрактов нет, чтобы в суд подать, - подхватывает другой. - А у меня нет даже нет заявления о приеме на работу, - уточняет третий. - Что я буду в суде говорить? Приду и скажу: так и так, полтора месяца как негр работал. А мне скажут: докажи. Между тем, воинственные настроения игроков, в конец отчаявшихся и потерявших всякую веру, не заставили долго ждать. Дабы обеспечить себе хоть какую-то гарантию того, что их в кои то веки не обманут, хоккеисты решили забрать с собой в качестве залога форму. Однако этот шаг не нашел одобрения со стороны президента клуба. - Никто отсюда форму не заберет. Я сейчас охранникам дам указание. И не надо мне ставить ультиматум. Завтра придете и получите расчет. - Завтра вас не будет. - Я в отпуске, но нахожусь в Павлодаре. Ситуация грозила дойти до рукоприкладства. Лишь под прицелом телекамер игроки покинули Ледовый дворец с гордо поднятыми головами и экипировкой в руках.
"Жизнь не заканчивается" На сакраментальный вопрос: "Что дальше?" - почти все отвечали одинаково. Некоторые игроки получили приглашения, еще не выходя из ледового дворца: членов молодежной сборной Николая Сафонова и Эдуарда Мазула ждут в "Казцинк-Торпедо", Павел Яковлев дал согласие на приезд в саратовский "Кристалл". Хотя есть и те, для кого такое сообщение означает полную неизвестность и даже досрочное завершение карьеры. - Я две недели назад сделал операцию на мениске (кстати, за свои деньги, хотя это должен был оплачивать клуб), - говорит Дмитрий Крамаренко. - И кому я сейчас больной-хромой буду нужен? Ну а что сделаешь… Не вешаться же. - Осталась обида? - Обижаться - удел слабых. Нужно шагать дальше. Семья же сытая не будет. - Я хотел последний сезон доиграть, по-человечески закончить, красиво, чтобы павлодарские болельщики меня запомнили. А потом уйти на тренерскую работу, потому что все-таки возраст уже, семья в Москве, - 35-летний нападающий Александр Филиппов явно подавлен происходящим и размышляет о своем незавидном положении вслух. - Мне, в принципе, уже предлагали там работать с детьми, но сейчас приеду - и еще неизвестно, как все сложится. Конечно, я устроюсь: руки есть, голова тоже. Но в такой ситуации я еще не был. Я 27 лет гоняю шайбу, 18 лет отыграл в большом хоккее, и чтобы со мной так поступили… - Как после взрыва атомной бомбы ничего не растет, так и здесь лет 30 ничего не будет. Руководство области самым натуральным образом бросило в нашу раздевалку бомбу и все здесь взорвало. И никому это неинтересно, - подытоживает Олег Болякин. - Если бы у вас была возможность встретиться с руководством области, что бы вы сказали? - обращаюсь к хоккеистам. - Я бы ударил. - А что говорить? Они сами прекрасно видят, что они натворили. Построили дворец - пусть теперь гордятся, что он стоит пустой.
Когда эмоции остыли Уже на следующий день ситуация претерпела если не кардинальные, то как минимум весьма существенные изменения. - Людям надо дать время осмыслить, - рассуждает начальник областного управления физкультуры и спорта Александр Шнейдмюллер. - Сегодня утром и тренер, и игроки взглянули на случившееся совсем по-другому. За исключением четырех-пяти человек, все хоккеисты уже согласны выступать даже только в первенстве Казахстана. (Хотя еще днем ранее на вопрос о возможности остаться в "Иртыше" и участвовать исключительно во внутреннем чемпионате страны игроки единодушно ответили "нет" - прим. авт.). - Проанализировав ту ситуацию, которая сложилась, я вышел на руководство с предложением сохранить команду и остаться пока в первой лиге Чемпионата России, - поясняет Олег Владимирович. - Основная причина отказа от участия в высшей лиге - это те условия, которые нам выставили, - продолжает комментировать положение вещей Александр Шнейдмюллер. - Они просто кабальные. Расходы за перелет чартерным рейсом, проживание и питание всех команд и судей, - а это порядка 1,5 млн долларов, - полностью возложены на нас. - Но эти условия выставили не вчера? - Подтвердили позавчера. Месяц назад нам пришло письмо за подписью Владислава Третьяка, в котором были обозначены эти условия. Мы хотели переговорить, обсудить, возможно, найти какой-то компромисс. Но те, кто нам его прислал, ушли на отдых и вернулись три дня назад. - Насколько реально в сложившейся ситуации участие "Иртыша" хотя бы в первой лиге чемпионата России? - Мы дали задание подготовить смету, и аким будет ее рассматривать. - А что касается финансовых претензий хоккеистов? - По контрактам с игроками рассчитались. - Так они еще даже не заключали контракты. - Новые, что ли? Они проходят просмотр. Еще неизвестно, будут ли они в команде. Как они подпишут контракт - с того момента мы и будем выплачивать им заработную плату. Мало ли что они хотят… Вчера один требовал 10 тысяч долларов: ему объяснили, что он неправ, и сегодня он уже не требует. Если у них есть какие-то претензии, пусть делают это в официальном порядке. - Несколько игроков уже обратились в финполицию. - Ну и что? У них нет документов, они не могут ничего подтвердить. Главный тренер сегодня назвал имена этих хоккеистов - это постоянные нарушители дисциплины, которые не подошли команде. Пусть финполиция этим занимается. - Правда, что счета клуба арестованы? - Да, это правильная информация. - То есть клуб сейчас не может осуществлять никаких операций? - Пока да. Там много кому должны. Один уже подал в суд и требует, чтобы ему возместили. - Неужели в Павлодарской области невозможно найти спонсора? - Это надо спрашивать у руководителей предприятий. Если аким уже три года разговаривает и не может… Денег ведь надо в два раза больше, чем на футбол. Пока руководство изучает возможность поддержать предложение тренера, хоккеисты разъехались по домам, отказавшись от участия в турнире в Тюмени и оставив открытым вопрос о выступлении в Кубке Казахстана.
Мы не одиноки Тем временем, по сообщению пресс-службы Федерации хоккея России, участие в турнире Высшей лиги не примут еще два клуба. Управлением по проведению соревнований ФХР принято решение на основании статьи 21 пункт 9 Регламента об исключении из состава участников Открытого Всероссийского Соревнования по хоккею среди команд Высшей лиги в сезоне 2008-2009 хоккейных клубов "Кедр", г.Новоуральск, и "Вымпел", г.Междуреченск, в связи с отсутствием достаточного финансирования. - У всех иностранных команд - будь то украинская, казахстанская или белорусская, - одинаковые условия: они должны за свой счет принимать команды из определенного города России, доставлять их в город соревнований и обратно, - говорит вице-президент Федерации хоккея России, начальник управления по проведению соревнований ФХР Николай Урюпин. - Усть-каменогорский "Казцинк-Торпедо" и карагандинская "Сарыарка" уже давно играют на этих условиях. С "Иртышом" ситуация была такая: все участники соревнований высшей лиги на своем собрании 16-го марта сказали, что "Иртыш" должен обеспечивать проезд между Екатеринбургом и Павлодаром и обратно. Эти условия прописаны в двухстороннем договоре, который Федерация хоккея России заключила со всеми клубами, включенными в состав участников высшей лиги после подачи ими документом. В том числе такой договор был заключен и с "Иртышом". Еще раз говорю: команда из Павлодара сама захотела принимать участие в высшей лиге. Ей было поставлено условие, что российским городом для нее в этом году будет Екатеринбург. "Иртыш" дал свое согласие на то, что будет принимать наши команды в этом городе, доставлять их в Павлодар и обратно. Если вам в клубе говорят, что причины отказа именно в этом - то они лукавят...
От редакции: Главной причиной роспуска хоккейной команды власти называют отсутствие средств на ее содержание. Очень любопытно, куда тогда ушли деньги, которые собирались с предпринимателей в виде спонсорской помощи как раз для хоккейной команды? Размеры этой помощи исчислялись миллионами тенге. Среди бизнесменов даже ходит анекдот: хочешь оформить участок земли - окажи спонсорскую помощь хоккею... Автор: Марина Мазинова