Живёт такой парень
31 июля 2002 года в результате автокатастрофы ушёл из жизни наш великий земляк, олимпийский чемпион, Борис Александров. Время летит незаметно, прошло уже 7 лет, как его нет с нами, боль от потери неистребима в народе.
Нам не забыть, как написал мой друг-поэт А. Лукич: «через центр проходки, обманный замах и коварный щелчок, и как от восторга срывали мы глотки, и слёзы победы стирали мы со щёк. Поэтому миг расставанья стал горек с кумиром и гением страстной игры». Не случайно об Александрове легендарный тренер Тарасов писал: «Взрыв-скорость-манёвр — вот козыри этого неординарного хоккеиста».
У каждого из нас «свой» Борис. Кто-то обязательно вспомнит, как он «раздевал» канадских профессионалов, там, у них на родине. Другой непременно упомянет его олимпийские взлёты, как игрока в Инсбруке, и как тренера сборной Казахстана в Нагано-98. Третий просто скажет: «Лихой парень был». Но каждый знает, такие незаурядные мастера, каким он был, рождаются раз в сто лет. Даже на фоне хоккеистов — звёзд «золотого периода» советского хоккея — Борис Александров, несомненно, Явление, форвард Божьей милостью. Об это говорит вся его биография, если на неё посмотреть в целом, не с точки достигнутых или недостигнутых вершин, а с точки зрения того содержания, которое он внёс в развитие хоккея. С той поры Борис Александров — кумир многих поколений болельщиков, а каждый усть-каменогорский мальчишка, начинающий путь в хоккее, мечтает надеть майку с номером «23», под которым мэтр шайбы выходил в родном усть-каменогорском «Торпедо». В Усть-Каменогорске АО «Казцинк» который год проводит турнир среди ветеранов памяти Бориса Александрова. На доме, в котором он жил, красуется гранитная табличка. И это правильно. Но остался ещё один долг перед земляком: его увековечивание посредством присвоения его имени нашему Дворцу Спорта: Дворец Спорта имени Бориса Александрова. О чём горожане проявляли инициативу через ономастические комиссии города и области. Прошли уже все мыслимые и немыслимые сроки. Однако воз и ныне там. Когда погиб олимпийский чемпион-боксёр Саттарханов из Южного Казахстана, его земляки были куда проворнее и настойчивее, уже через месяц именем героя были названы улица, школа и целый район. Неужели у нас такая короткая память? Известный спортивный обозреватель Леонид Трахтенберг после гибели кудесника клюшки и шайбы писал: «Жизнь уже не вернёшь. Но у нас есть возможность исправить ошибку, допущенную по отношению к человеку, столь стремительно прожившему эту жизнь… Борис Александров заслужил звание заслуженного мастера спорта. И оно должно быть ему присвоено. Хотя бы посмертно. Уверен, что и Валерий Харламов, с которым мы в тот душный день 73-го года впервые увидели этого замечательного парня-хоккеиста, меня бы поддержал…». То же самое можно сказать и в нашем случае. Ведь он — наш кумир, наш герой, а память народная неизбывна.
Реквием об ушедших
Возвращаясь к 31 июля 2002 года — дате, когда из жизни трагически ушел наш легендарный олимпийский чемпион Борис Александров, можно вспомнить и других известных личностей казахстанского хоккея, ряды которых, увы, редеют.
Они с нами
С нами нет сегодня первого заслуженного тренера Казахской ССР Юрия Баулина, гвардейцев «Торпедо» 60-х Стаса Бахарева и Евгения Тихонова, торпедовца 80-90-х Михаила Бородулина, врача Устинки и сборной Казахстана Сергея Мельникова, замечательных усть-каменогорских тренеров Валентина Григорьева, Валерия Шалыгина, Олега Домрачева (все — ЗТР Каз. ССР), Валерия Глушакова., Что ни имя, то целая эпоха. Все они ставили яркий след в истории усть-каменогорской и всей казахстанской шайбы.
Горькое пополнение
Этот печальный список недавно пополнило новое горькое известие.
По сообщению ИА «Амител» 13 июля трагически ушел из жизни другой экс-торпедовец 80-х Сергей Залипятских (19.04.1964). Наш земляк был найден мертвым со следами удушения в лесополосе города Барнаула, о чем прохожие сообщили правоохранительным органам. Предварительная версия следствия — самоубийство.
После ухода из «Торпедо» (1981/82 — 1987/88) известный защитник выступал также за карагандинский «Автомобилист» (1988/89 — 1991/92), магнитогорский «Металлург» (1992–93, 1993/94), нижегородское «Торпедо» (1994/95), норильский «Заполярник» (1995/96), ХК «Липецк» (1996/97, 1997/98) и воскресенский «Химик» (1998/1999). Прервав карьеру из-за серьезной травмы, перешел на тренерскую работу. В 2000-х годах трудился детским наставником в ВКО СДЮШОР, а последние два сезона — старшим тренером барнаульского «Алтая», помогая своему земляку Сергею Гостеву. Этот тандем привел нынче барнаульскую команду к победе в Первой лиге региона «Сибирь-Дальний Восток». В межсезонье устькаменогорец пробовал себя на самостоятельной тренерской работе в северском «Янтаре». Однако что-то не сложилось и на эту должность назначили другого выходца усть-каменогорского хоккея Александра Григорьева. Знающие близко Сергея люди, как очень ранимого человека, у которого к тому же в последнее время не клеилась личная жизнь, не исключают того, что эти жизненные коллизии могли поставить, как ему, возможно, показалось, в безысходное положение и послужить толчком для такого разрешения ситуации. Хотя ещё за месяц до этого, на свадьбе сына (27 июня), Залипятский-старший с оптимизмом смотрел в будущее, строил планы относительно новой работы…
Впрочем, есть и другие версии случившегося. Но в любом случае почитателям хоккея Сергей запомнился, как порядочный и совестливый человек, близко к сердцу принимавший любую ситуацию. Как игрок, воспитанник ЗТР РК А. Мелихова (немного занимался ещё у О. Домрачева и Ю. Тархова) отличался убойным броском и забросил за карьеру под сотню шайб.
Сергей Геннадьевич — самый старший в славной фамильной династии. Младший брат Андрей (1970 г.р.), также отдавший много нашему хоккею в качестве нападающего сейчас трудится тренером рудненского «Горняка». Сын Никита (1986 г.р.) перешел на судейскую стезю.
Проводить в последний путь С. Залипятского, которой был похоронен на родине в Усть-Каменогорске, пришли его многочисленные партнеры и коллеги по хоккейному цеху.
Пусть говорят
Утром того дня, когда Борис Александров, вдруг в одночасье ставший не нужный родному клубу (?!), отправился в ту роковую поездку по маршруту Усть-Каменогорск-Челябинск-Уфа-Москва, мы беседовали с ним больше часа! Он делился со мной своими ближайшими планами. Конечно же, его грызла обида за то, как с ним поступили — даже не за сам факт увольнения, а то, как это было сделано и в какой период. То есть не по окончанию сезона, как это цивилизованно делается, а когда команда уже приступила к подготовке к новому сезону и находилась на сборах на Сибинах. Нет, его не пригласили на лед по окончанию сезона и прилюдно не поблагодарили за многолетний труд даже букетиком цветов, его даже не пригласили в кабинет, а просто поставили перед фактом, послав гонца на машине в спортивный лагерь с письменным уведомлением — «вы уволены!». Впрочем, несмотря на обиду, больше всего Бориса Викторовича тревожило будущее родного «Торпедо» и его питомцев. Оценки он давал, скажем так, неоднозначные — как происходящим процессам, так и отдельным конкретным личностям. И не всегда они были лестные. Время их расшифровки не пришло, ведь Борис в беседе высказал мысль, что озвучивать их рано, по-сути дав своеобразный наказ: «Думаю, Витя, лет через 10-15-ть мы проверим, прав я был или нет».
Есть и другой момент. У каждого журналиста, уверен, есть вопросы, которые он хотел, но по разным причинам так и не успел задать. Этот, а именно — «Знаком ли ты был с Владимиром Высоцким?», так и не спросил у Бориса. Но, уверен, кожей этой ощущаю — да, был знаком. Ведь в бытность, когда Александров был игроком московского ЦСКА и сборной СССР, Высоцкий не раз встречался со знаменитыми хоккеистами и был их частым гостем. Почему я это вдруг вспомнил? От того, что по духу, по тому куражу, как оба себя вели в быту, порою на грани с безрассудством, но делясь последней краюхой с товарищем — они были близкие люди. Поэтому и хочется закончить этот реквием по ушедшему Борису, а равно и по другим нашим хоккейным личностям словами поэта:
«И пусть говорят, да, пусть говорят, Но нет, никто не гибнет зря! …Другие придут, сменив уют На риск и непомерный труд — Пройдут тобой не пройденный маршрут»
Именно это и является одним из главных итогов их жизненного пути. Ведь по-прежнему и во многом благодаря их примеру появляются новые юные «Борьки», готовые покорить новые вершины мирового хоккея.
А закончу свое повествование отрывком из стихотворения А. Лукича: «И новой любовью все так же, как прежде, Опять наполняются наши сердца, И с новою верой и новой надеждой Готовы с тобой мы идти до конца…» Вечная память безвременно ушедшим!
P. S. Сегодня в Усть-Каменогорске в храме Покрова Святой Богородицы... почитателями таланта мэтра хоккея Устинки и всей страны была проведена поминальная панихида по трагически погибшему 7 лет назад Борису Александрову. Автор: Виктор Боженов www.sports.kz
|