Специалисты считают, что главным сюрпризом минувшего сезона Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) стала блистательная игра казахстанского клуба «Барыс» и его выход в плей-офф. Имена Даллмэна, Штумпела, Кузнецова и других игроков нашей команды уже стали знаковыми в КХЛ. Но что гораздо важнее — интерес к хоккею в Казахстане поднялся на небывалый уровень.
Подводит итоги минувшего хоккейного сезона и рассуждает о перспективах команды в беседе с нашим обозревателем генеральный менеджер столичного клуба «Барыс» Нурлан Оразбаев.
— Официальное издание КХЛ — журнал «Горячий лед» оценил селекцию «Барыса» на полновесную «девятку» по десятибалльной системе. Одно только приобретение Даллмэна перекрыло бы все остальные возможные трансферные просчеты.
— Я считаю, что такая оценка стала следствием не только и не столько селекции, сколько работы всего коллектива на протяжении целого сезона. Ведь на результат напрямую влияет и та атмосфера, которую мы постарались создать в команде. И рабочий процесс, который в клубе отлажен. Вот что первично. Поэтому задача и моя как генерального менеджера, и всего тренерского штаба — помочь хоккеистам раскрыться. В этом секрет успеха. А не в том, кто пришел — Иванов, Петров или Сидоров.
А говорить: удачно, не удачно: Трудности были большие. Новый клуб. Многие ехали к нам с опаской — чужая страна как-никак. Да и нет у нас таких уж фантастических условий, которые предлагают игрокам ведущие клубы КХЛ. Нет своей базы, традиций, поэтому определенные трудности, конечно, были.
— Ещё к вопросу о селекции. Нападающие Спиридонов и Глазачев были списаны со счетов. Тот же Спиридонов, не заиграв в прошлом сезоне в Новокузнецке, вынужден был уехать в Швейцарию.
— А я бы не спешил их списывать. Один неудачный сезон ещё ни о чем не говорит. Я ведь помню их выступления в сборной, всегда за ними следил, и для меня они не были новичками: я знал их сильные стороны, помнил их лучшие игры. Это спорт — бывают спады, бывают и подъемы. Так что Глазачева со Спиридоновым я выбрал сразу из сотни предложенных игроков.
— А как вышли на Даллмэна?
— Даллмэн появился на рынке свободных агентов. Почему из большого списка претендентов остановили внимание на нем? Во-первых, мы искали защитника. Причем нужен был именно защитник атакующего плана. Думали тогда: хотелось бы, конечно, канадца. Потому что и у нас, и в России остро ощущается дефицит квалифицированных защитников. И когда появился Даллмэн, все сошлось одно к одному: его возраст, игровые характеристики. Хотя цифры, может, и ни о чем не говорили. Но характеристики и возраст — он ещё сравнительно молод, вот-вот должен раскрыться — нас сразу устроили. Так и получилось, что дозрел он как игрок у нас в «Барысе». А останься в НХЛ — возможно, прогресс не был бы таким стремительным.
— Блистательная игра Даллмэна породила новую проблему — как удержать защитника, интерес к которому проявляли многие клубы-олигархи и даже команды НХЛ?
— Вообще-то Даллмэн был у нас подписан на два года. Но мы его переподписали. Все его финансовые условия выполняются, у него не возникает к нам никаких вопросов. И потом, Даллмэн ни разу не дал повода усомниться в своей порядочности — настоящий мужчина. У него нет звездности, так что и в бытовом плане с ним очень легко.
— Значит, Даллмэн не заводил разговоров о сумме отступных, если предложение будет очень хорошим?
— Да он не хочет уезжать из Астаны! Ему нравится город, нравится команда, бытовые условия устраивают — что ещё нужно? Вот он и не хочет ничего менять. Знаю, что к нему проявляли интерес клубы НХЛ. Ведущие клубы КХЛ на нас выходили. Но у Кевина и так хорошие условия. Мы их выполняем.
— Когда на предсезонке формировали ударную пятерку, просто собрали вместе самых опытных?
— Поначалу Глазачев со Спиридоновым играли в разных пятерках. Разные пробовали сочетания. Но когда поставили их вместе, у них сразу пошла игра. Тогда как раз на предсезонном турнире и появился Штумпел.
— Истинную цену Штумпелу мы узнали в январе, когда центрфорвард ударного звена более чем на месяц выбыл из строя. Глупая травма — собственный защитник на тренировке попадает шайбой ему в ногу — и у команды начинаются проблемы. Черная полоса затянулась почти на два месяца.
— Я считаю, корень проблемы был не только в Штумпеле. В январе пошла серия травм — один за другим выбывали Летовски, Жайлауов, Спиридонов. И у команды наметился спад. Возможно, его причины ещё и в усталости наших молодых хоккеистов: они составили костяк сборной, которая провела два отборочных олимпийских турнира. Так что спад прогнозировался и без травмы Штумпела.
Что же касается собственно Йозефа, то он полностью оправдал приглашение. Уровень его мастерства и опыт не подвергаются сомнению. Один из лучших центровых в лиге — такова оценка специалистов КХЛ. И отменные голевые показатели того же Даллмэна, Спиридонова или Глазачева — в первую очередь заслуга Штумпела как распасовщика.
— Из зимнего игрового кризиса команда выбиралась с новым наставником. Скажите, вам решение об отставке Высоцкого далось непросто?
— Это профессиональный спорт, и к подобному повороту надо быть готовым всегда. И Высоцкий воспринял решение попечительского совета об отставке профессионально. Конечно, ему не хватило опыта. Мы изначально понимали, что Высоцкий — молодой тренер, ему будет непросто.
— Признайтесь, фигура заменившего его Шаянова тогда рассматривалась вами как временная?
— Да, думали, что Шаянов доработает до конца сезона. Но я сам удивился, когда в течение трех месяцев буквально на глазах он начал расти как главный тренер. Первое время — да, он ещё «плыл». И если быть до конца откровенным, я не верил, что Шаянов — реальный кандидат на пост главного тренера.
— Первый выезд с Шаяновым в Челябинск, Магнитогорск и Уфу — и всего одно очко. Не закрались тогда сомнения, что выход в плей-офф достижим?
— У меня лично сомнений не было. Наоборот — полная уверенность в конечном успехе. Тут, знаете, вот что сработало: Сила коллектива в том, что независимо от того, кто выпадает — центровой первого звена или тренер, он не ломается. Поэтому и не было никакой боязни — я знал, какой у нас дружный коллектив. Хотя, если честно, думал, что привезем с того выезда три очка.
— В качестве возможных кандидатов на роль главного тренера «Барыса» фигурировали Милош Ржига и Сергей Михалев.
— Были переговоры и с тем, и с другим, но только предварительные беседы. Ржиге потом предложили новые условия в «Спартаке», и он их принял. Мы же в итоге приняли решение оставить главным тренером Шаянова.
— Как оцениваете игру остальных легионеров?
— У меня нет претензий ни к кому. Ни к нашим игрокам, ни к легионерам, ни к команде в целом. Изначально мне не нравится деление на наших, россиян и легионеров. Все отработали сезон добросовестно. Самое важное, что в течение сезона мы выросли как команда, стали сильнее. А спады были у каждого хоккеиста.
— И тем не менее с Мезеем вы решили расстаться. Почему?
— Он нас полностью устраивал. Но мы решили не продлевать с ним контракт, потому что нам нужно вводить в состав казахстанских защитников, давать играть своим, чтобы к весне у нас были наигранные пары для сборной, в которой мало квалифицированных игроков обороны. Наша сборная вышла в группу «А», и весной на чемпионате мира ей придется решать совсем другие задачи. А для этого обязательно надо «наигрывать» своих хоккеистов. Первый год нам помогли легионеры, на второй сезон их число в команде сократится: решено не продлевать контракт со Шпиларом, у Кочеткова и Скугарева были соглашения до конца сезона. Хотелось бы — считайте это стратегической задачей — сделать «Барыс» базовой командой сборной.
— Ламот в свое время был основным вратарем ярославского «Локомотива». Но у нас не заиграл. Кузнецов «съел»?
— Я бы не говорил, что Ламот у нас не заиграл. Да, мы много пропускали, плохо играли в обороне. Обвинять в этом вратаря? Мне кажется, это неправильно. Ведь если ему не помогать, грамотно не обороняться, ни один вратарь не «вытащит» матч, хоть кого ставь в «рамку». Опять же, можно вспомнить, сколько игр Ламот «вытащил». Да, переход на новую схему игры в обороне получился болезненным, но пока мы своих шишек не набьем, никто за нас их не набьет.
— Как-то Даллмэн на замечание, что, мол, в команде нет ни одного тафгая, ответил: «Не согласен. У нас есть ребята, которые могут постоять и за себя, и за партнеров. Чем вам тот же Клоучек не тафгай?».
— Клоучек провел хороший сезон, здорово отыграв в паре с Даллмэном. Это один из ведущих защитников, в тяжелые моменты он не уходил с площадки. О его отношении к команде, да и вообще к хоккею, говорит такой момент. Несмотря на то, что в течение последних четырех месяцев Клоучек играл с травмой колена, он прооперировался только после сезона. По-хорошему, ему надо было сделать операцию на мениске ещё зимой, но он, понимая, что в команде нет защитников, тянул до конца сезона, играл на уколах. Вот это, я считаю, самое главное.
— Дебютировав в КХЛ, «Барыс» с ходу пробился в плей-офф с 15-го места. Какие задачи стоят перед командой на следующий сезон?
— Задачи будем ставить после подготовительного периода. Но задача попадания в плей-офф будет стоять обязательно. Будем стремиться занять место как можно выше и на каждую игру выходить с задачей победить.
Автор: Максим Карташов www.express-k.kz
|